В День народного единства и празднования в честь Казанской иконы Божией Матери наместник Далматовской обители, епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов) принял участие в торжественном открытии панорамы «Осада Успенского Далматовского мужского монастыря» у стен Красного бастиона

В церемонии торжественного открытия панорамы «Осада Успенского Далматовского мужского монастыря» приняли участие Глава Далматовского муниципального округа Андрей Геннадьевич Аносов, наместник Далматовской обители, древлехранитель Шадринской епархии игумен Варнава (Аверьянов) и создатель исторической композиции екатеринбургский скульптор Роман Владимирович Кашин, которым было предоставлено почетное право снять покрывала с фигур и обратиться к присутствующим с приветственным словом. В мероприятии приняли также участие далматовская певица, руководитель эстрадной группы «Кристал» – Алёна Ахтамовна Тамаева и юные волонтёры.

Предваряя знаменательное для г. Далматово событие, районная газета «Далматовский вестник» поместила на первой странице номера от 30 октября материал журналистки Любови Шевелёвой под названием «Спустя века застыли в панораме»:

«Несколько лет назад в первоапрельском номере районной газеты журналисты нашей редакции решили пошутить, что у стен монастыря будет сниматься фильм о его осаде пугачёвцами. Что ж, возможно, будет когда-то и такое. Пока же, конечно, не съёмки фильма, но возрождение интереса к историческим событиям, происходившим более 250 лет назад в нашем крае, уже идёт.

Огонь по монастырским стенам бунтовщики – пугачёвцы и присоединившаяся к ним часть крестьян – открыли утром 23 февраля 1774 года. Осаждённые отказались перейти на сторону мятежников и отвечали тем же. На следующий день был штурм. Все попытки проникнуть в монастырь через укреплённые ворота, разрушить его обстрелом из пушек не удались. Началась осада монастыря. Защитники обители вели огонь с монастырских башен и стен, северо-восточная башня «Красный бастион» была недостроена. За 20 дней осады пугачёвцы потеряли 200 человек. Монастырь человеческих потерь не понёс, но запасы пороха изрядно израсходовал. 13 марта бунтовщики под натиском правительственных отрядов вынуждены были отойти к Уксянской слободе. Видя начавшееся отступление, осаждённые ударили со всех своих пяти бастионов и башен картечью, а отряд в 40 человек совершил вылазку, в ходе которой были захвачены одна трёхфунтовая пушка, три мортиры и больше 40 пленных.

В монастыре существовало предание, что картечь почти вся была расстреляна в предыдущие штурмы, так что в этот день оставалось лишь несколько снарядов. Когда и они закончились, иеромонах Вонифатий приказал зарядить пушки горохом и крикнул с бастиона: «Валяй, братцы, горохом – по гороховому войску!». 25 марта отряд генерал-поручика Деколонга освободил от осады Далматовский Успенский монастырь.

Два года подряд ко Дню обретения мощей преподобного Далмата Исетского у северо-западной стены монастыря проходят исторические реконструкции клуба «Серебряный единорог» из Челябинска. А недавно по инициативе губернатора Курганской области Вадима Шумкова там установлена панорама осады Успенского Далматовского мужского монастыря. Композиция изображает переломный момент сражения. Шесть фигур застыли в противостоянии. С одной стороны – три измотанных пугачёвца, из последних сил пытающихся взять монастырь. Восставших символически изображают представители разных сословий и народов: казаки, крестьяне и люди самых разных национальностей. С другой стороны – трое защитников обители, утомлённых, но готовых к последнему бою. Несмотря на усталость и страх, обе стороны прекрасно понимают важность этого момента: от исхода схватки зависит судьба монастыря. В центре композиции – монах в чёрном одеянии. Он словно собирает в себе всю внутреннюю силу и веру защитников, становясь для них символом мужества, стойкости и надежды. Это напоминает о том, что в минуты величайших испытаний силу людям даёт не только оружие, но и вера.

Композиция выполнена уральским скульптором Романом Кашиным. Он занимается скульптурой более 20 лет. За это время по городам Урала установлены более 150 его работ. Для композиции мастер выбрал современный прочный материал – стеклопластик. Скульптуры высотой в человеческий рост выглядят очень реалистично, на каждой из них чётко прорисованы лица и элементы одежды».